В чем заключается лоббируемая чиновниками украинская медицинская реформа

Вопрос с медицинским страхованием, который власти обещают украинцам решить уже не первый год, наконец-то может сдвинуться с мертвой точки. Глава Минздрава Уляна Супрун заявила, что масштабная медицинская реформа в нашей стране стартует уже с 2017 г., а в ее основе будет лежать новая — страховая — система финансового обеспечения здравоохранения. 

Впрочем, скорее всего, внедрение страховок будет непростым: в правительстве и Верховной Раде намечаются активные торги за продавливание интересных определенным лоббистским группам норм. 

UBR.ua решил выяснить какие условия лечения по страховке в итоге могут получить украинцы и сколько им придется платить за “бесплатную” медицину.

Работодатели будут лечить

Основные сражения за передел рынка медицинского страхования развернутся между Минздравом и парламентским комитетом по вопросам здравоохранения с одной стороны, а также министерством социальной политики и профильным комитетом ВР с другой.Парламентский комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения на своем недавнем заседании рассмотрел сразу несколько законопроектов о медицинском страховании (№4981, 4981-1 и 4981-2) и решил рекомендовать Раде принять за основу законопроект №4981. Его авторы — народные депутаты Людмила Денисова, Борислав Розенблат, Ирина Ефремова и др.

Основной посыл этого документа — разделение медицинской помощи украинцам на две части. Первая, так называемая, жизнеобеспечивающая, как и ранее должна финансироваться из государственного бюджета. По задумке авторов законопроекта, деньги будут традиционно перечисляться больницам и идти на оказание первой неотложной помощи и помощи в экстренных ситуациях, угрожающих жизни пациентов. 

Эта часть лечения составит порядка 15% общего медицинского бюджета.

Основные деньги — порядка 65%, что, как указано в пояснительной записке составит примерно 65 млрд. грн. в год, должны поступать от страховщиков по второй, “здоровье обеспечивающей” части и направляться на медосмотры, диагностику, плановое лечение и пр. Еще 20% средств на медицину будут изыскивать за счет добровольного медстрахования, благотворительных взносов и пр. 

Читайте также:  Этот день в истории: как Кличко три года назад заявил о намерении стать президентом Украины

Какие именно услуги должны входить в обязательный госпакет пока непонятно — их перечень в случае принятия законопроекта будет ежегодно утверждать Кабмин. В пояснительной записке лишь подсчитано, что средний взнос работодателя за страхование каждого сотрудника составит 250-350 грн. в месяц. А за неработающих, в том числе, пенсионеров, такую же сумму должны платить органы местного самоуправления.

Средства будут аккумулироваться на счетах прошедших отбор страховых компаний, причем, 4% от общей суммы составят их комиссионные (а это порядка 4 млрд. грн. в год). Контролировать законность расходования этих денег должна новая структура — Национальное агентство по вопросам медицинского страхования.

Минздрав пугает анархией

Впрочем, Минздрав уже жестко раскритиковал этот законопроект. Профильных чиновников тревожит тот факт, что бюджет здравоохранения “будет формироваться не государством, а частными страховыми компаниями”. 

А главная опасность такого подхода, по мнению Минздрава, — попытка переложить заботу об украинцах на плечи работодателей. Если их заставят платить еще и страховые взносы за рабочих, у компаний будет велик соблазн еще больше увести зарплатные фонды в тень или, к примеру, не оформлять сотрудников в штат. В итоге денег в страховом фонде будет немного, а государство отстраниться от финансирования больниц, то есть, украинцы вообще рискуют остаться без лечения.

Исполняющая обязанности министра здравоохранения Уляна Супрун отметила, что ВОЗ вообще не рекомендует развивающимся странам привлекать частные страховые компании для государственного медицинского страхования.

“То, что гарантирует государство, должно идти через систему государственного медстрахования, и это наша принципиальная позиция”, — отметила Супрун. В Минздраве также побаиваются, что допуск частников к медицинскому страхованию чреват их “бесконтрольной властью” над системой.

Глава Украинской федерации страхования и эксперт реанимационного пакета реформ Галина Третьякова считает такие обвинения, мягко говоря, надуманными. 

Читайте также:  В Киеве парня выбросили на ходу из поезда

“Страховщики и сами рискуют. Сейчас система добровольного медицинского страхования дает 3 млрд. грн. в год. Распоряжаться 70 млрд. грн., причем, работая с государственными клиниками, у которых не всегда стандартизированы процессы, не так просто, не исключены убытки и банкротства”, — пояснила она UBR.ua. 

“Правильную” формулу страхования украинцев Минздрав так и не озвучил. Чиновники лишь отмечают, что платить должно государство, а где взять в бюджете необходимые 100 млрд. грн., при том, что, к примеру, в этом году из казны было профинансировано менее 45 млрд., в ведомстве не уточняют. 

Очевидно, ответ стоит искать в альтернативных законопроектах 4981-1 и 4981-2, которые подали в Раду экс-министр здравоохранения и главврач Майдана Олег Мусий и глава профильного парламентского комитета Ольга Богомолец. По мнению последней, деньги на лечение украинцев нужно собирать в единый государственный фонд, а контролировать их должен Минздрав. 

Мусий признает целесообразность существования нескольких страховщиков, но главный посыл остается тем же — министерство должно принимать непосредственное участие в курировании и “освоении” страховых денег. Впрочем, по словам Третьяковой, Минздрав пообещал страховщикам представить свою концепцию системы медицинского страхования уже в ближайшее время.

Лекарство “от всего”

Президент международного благотворительного фонда “Здоровье украинского народа” Сергей Сошинский считает, что полноценная страховая медицина в Украине вообще возможна лишь при условии, что средние “белые” зарплаты в Украине вырастут до 17-22 тыс. грн. в месяц. 

“Иначе все закончится схемой разворовывания средств”, — заверил он UBR.ua. 

По мнению Сошинского, до введения страховой медицины у нас пройдет еще не менее 3-5 лет. Именно столько времени может понадобиться на создание фонда для генерации средств (в законопроекте 4981 их предлагается хранить на банковских счетах), реестра пациентов, врачей, разработка основ аудита системы, европротоколов и пр. 

Читайте также:  В Киеве напротив синагоги разместили “Холокост Кабаре” (ФОТО)

“Сейчас страховая медицина для Украины — политический шаг, для реализации которого нет условий”, — убежден Сошинский.

О том, что законодатели не с того начинают реформу, говорит и руководитель общественной организации “Медицинской контроль” Игорь Щедрин. Он удивляется – как можно просчитать себестоимость каждой медицинской услуги, если протоколы лечения в Украине существуют лишь для нескольких болезней (скажем, онкологии). 

А без таких стандартизированных схем, в которых пошагово прописываются все диагностические, лечебные мероприятия и даже список медикаментов, каждый врач может по своему усмотрению назначать любые манипуляции, а страховые компании будут вынуждены их безропотно оплачивать. 

“Медицинское страхование должно быть итогом, а не началом реформы системы здравоохранения. Вначале нужно предусмотреть налоговые льготы для работодателей и местных органов власти, чтобы заинтересовать их оплачивать страховки гражданам, затем проработать систему европейских протоколов лечения, взаимоотношений государства, страховых компаний и лечебных учреждений. Лучше, если для этого все заинтересованные стороны сядут за круглый стол и выдадут общий законопроект, а не каждое ведомство будет продуцировать свои документы, лишь усложняя ситуацию”, —подытожила Галина Третьякова.

Источник


Читайте также:

Комментарии закрыты.